MD5
158397cb181a322c7626773620055639
SHA1
54a7df014cfe33ca8452298ee75bbf0e12cb9f5d
  • Анонимно
  • Скачан 516 раз
  • Metalink
  • QR

Общее

Количество файлов: 1

Описание

В США федеративная бюджетная система во многом схожа с российской. Она подразделяется на три уровня – федеральный бюджет, бюджеты штатов, местные бюджеты. В свою очередь, последние состоят из на бюджетов графств, муниципалитетов, городских самоуправлений, школьных округов и особых округов. Структура консолидированного бюджета США показана в Табл. 5.

За последние десятилетия федеральный бюджет США значительно вырос (только с 1980 по 2002 – в 4 раза). Структура доходов и расходов федерального бюджета США приведена в Табл. 6 и 7.

Таблица 5. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США (1952-2002)

Тип бюджета

1952

1962

1972

1982

1992

2002

Всего бюджетов:

116807

91237

78269

81831

85006

87576

Федеральных

1

1

1

1

1

1

Штатов

501

50

50

50

50

50

Местных:

116756

91186

78218

81780

84955

87525

Графств

3052

3043

3044

3041

3043

3034

Муниципалитетов

16807

18000

18517

19076

19279

19429

Городов

17202

17142

16991

16734

16656

16504

Школьных округов

67355

34678

15781

14851

14422

13506

Специальных округов

12340

18323

23885

28078

31555

35052

Необходимо отметить высокую долю расходов США на оборону (17,6% бюджета). Доля военных расходов в бюджетах развитых стран обычно ниже. Так, среди ведущих стран НАТО она составляла в 2000 в Великобритании – 7,7%, в ФРГ – 13,5%, во Франции – 13,4%. В России военные расходы (включающие и утилизацию оружия) составляют в 2000-е по разным оценкам в среднем около 16%.

Таблица 6. РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 1980-2003, МЛРД. ДОЛЛ.1

Расходы

1980

1990

2003

Всего расходов

590,9

1 253,2

2 140,4

Национальная оборона

134,0

299,3

376,3

Социальное развитие

313,4

619,3

1419,6

Образование

31,8

37,2

86,3

Здравоохранение

23,2

57,7

223,1

Бесплатная медицинская помощь

32,1

98,1

244,7

Помощь малоимущим

86,6

148,7

330,1

Социальная защита

118,5

248,6

478,5

Пенсии и государственная помощь ветеранам

21,2

29,1

57,1

Экономическое развитие

66,0

126,0

115,2

Энергетика

10,2

3,3

0,7

Полезные ископаемые и окружающая среда

13,9

17,1

30,6

Коммерческий и потребительский кредит

9,4

67,6

1,3

Транспорт

21,3

29,5

64,2

Региональное развитие

11,3

8,5

18,5

Административные расходы

52,5

184,4

161,4

Внешняя политика

12,7

13,8

20,7

Сельское хозяйство

8,8

12,0

20,8

Юстиция

4,6

10,0

36,1

Правительственные органы

13,0

10,6

19,0

Прочие

19,9

36,6

50,3

1При составлении таблицы использовались российские эквиваленты бюджетных и налоговых терминов.
Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2004. P. 322.

Таблица 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США В 1980-2003, МЛРД. ДОЛЛ.1

Доходы

1980

1990

2003

Всего доходов

517,1

1032,0

1836,2

Подоходные налоги с физических лиц

244,1

466,9

849,1

Налоги на доход корпораций

64,6

93,5

143,2

Социальное страхование

157,8

380,0

726,6

Акцизы

24,3

35,3

68,4

1При составлении таблицы использовались российские эквиваленты бюджетных и налоговых терминов.
Источник: Statistical Abstract of the United States 2002. Washington, DC, U. S. Bureau of the Census, 2004. P. 325.

Таблица 8. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ,ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2004

Статьи доходов

млрд. руб.

Статьи расходов

млрд. руб.

Налоговые доходы,

2 071,385

Обслуживание государственного долга

287,570

из них:

налоги на прибыль

164,587

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

813,970

налоги на товары и услуги (НДС, акцизы

1 088,390

Национальная оборона и вооружение

430,185

платежи за пользование природными ресурсами

279,381

Образование, здравоохранение, культура, наука, СМИ

203,854

налоги на внешнюю торговлю

532,538

Социальная политика

161,194

прочие налоги

6,489

Суды, правоохранительная деятельность

343,828

ГО и ЧС2, окружающая среда

38,651

Организация народного хозяйства

149,000

Функционирование органов власти и международная деятельность

122,052

Целевые фонды1

14,061

Неналоговые доходы

219,194

Пополнение государственных запасов

20,269

Доходы целевых бюджетных фондов1

14,061

Дорожное хозяйство

79,133

Единый социальный налог

438,210

Прочие расходы

–4,320

Всего доходов

2 742,850

Всего

2 659,447

1К целевым бюджетным фондам относится, например, фонд Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
2ГО и ЧС – Гражданская оборона и борьба с чрезвычайными ситуациями.

Краткая сравнительная характеристика бюджетных систем

Бюджетные системы России и США в целом имеют много общего. Федеративное устройство этих государств обусловливает трехуровневую бюджетную систему. Бюджеты 2-ого и 3-его уровня имеют относительную самостоятельность (хотя в США она все же больше). Взаимоотношения между бюджетами схожи – существует практика межбюджетных трансфертов сверху вниз, кроме того в РФ бюджеты субъектов-доноров могут перечислять часть своих доходов в бюджеты субъектов, не имеющих достаточно собственных доходов. Структура доходной и расходной части бюджетов обеих стран претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.

Есть, однако, и существенные отличия в бюджетном устройстве этих стран. Например, для федерального бюджета США бюджетный год начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ – 1 января. Это означает и различия в организации бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ – 1 января.) Структура доходов бюджета США отличается тем, что в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (48%), в РФ его эквивалент – налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует экономическое состояние России не лучшим образом.

Краткая сравнительная характеристика государственных кредитов

И для США, и для Российской Федерации понятие государственного кредита в первую очередь означает внутреннюю задолженность государства перед населением; остальные функции государственного кредита для этих стран вторичны. И хотя в целом Соединенные Штаты Америки более экономически успешны (или, по крайней мере, так принято считать), но их государственный долг (в том числе внутренний) гораздо выше, чем долг РФ, а значит, для США в перспективе это возможная экономическая нестабильность и спад. Можно сказать, что форма выражения государственных долговых обязательств РФ более разнообразна по сравнению с США, но схемы проведения кредитных операций государства и обслуживания имеющихся кредитов более-менее схожи.

Краткая сравнительная характеристика банковских систем

На первый взгляд кажется, что банковские системы России и США настолько различаются, что сравнивать их не имеет смысла. Однако это первое впечатление ошибочно – если внимательно разобраться, то у кредитных систем этих стран много общего.

Федеральная Резервная Система США построена по принципу трехуровневости: первым (верхним) уровнем являются Федеральный консультационный совет, Совет управляющих и Федеральный комитет по открытому рынку, вторым – 12 федеральных резервных банков, третьим – множество коммерческих банков (см. рис.1, Приложение). В то же время банковская система РФ включает только два уровня – ЦБ РФ и коммерческие банки. Однако по функциям Центральный Банк России частично аккумулирует в себе функции 1 и 2 уровней кредитной системы США. ЦБ осуществляет и контроль, и управление банковской деятельностью по всей стране, кроме того, он участвует в регулировании экономической жизни страны посредством эмиссии денежных средств, созданием и регулированием правовой базы в банковской сфере и т.п. Правда, Банк России выборочно занимается регулированием рынка ценных бумаг (не так, как ФКОР), не вся деятельность по ценным бумагам входит в сферу влияния ЦБ (подробнее о рынке ценных бумаг и его регулировании – в п.6).

Самый нижний уровень банковских систем США и России практически идентичен и состоит из банков и небанковских кредитных организаций. Надо сказать, что как система банков и прочих кредитных организаций, так и вся банковская система в целом, в США гораздо более развита, чем в России. Связано это скорее всего с тем, что российская банковская сфера совсем «молода» по сравнению с американской – наиболее старым российским коммерческим банкам не более 20 лет.

Краткая сравнительная характеристика страховых систем

В США и в РФ страхование бывает как добровольным, так и обязательным. Медицинское страхование, обязательное для Российской Федерации, не является таковым в Соединенных Штатах. Однако граждане этой страны добровольно страхуют свое здоровье на разные случае – перечень предоставляемых в данном случае услуг крайне широк. Для обеих стран также является обязательным автомобильное страхование (в России было введено совсем недавно). Наибольшей популярностью у американцев пользуется страхование жизни (которое не так распространено у нас), а также добровольное страхование имущество. В России за последние годы увеличился показатель добровольного страхования (в том числе – страхования жизни, см. Приложение, табл.1), однако в США цифра все равно неизмеримо больше. Это обусловлено не только менталитетами соответствующих народов, но и тем, что американский страховой рынок предоставляет гораздо более широкий ассортимент услуг.

Краткая сравнительная характеристика фондовых рынков

К сожалению, сравнение фондовых рынков США и РФ – не в пользу последней. Объясняется это, как и в случае с банковской системой, определенной «молодостью» данного сегмента финансово-кредитной системы страны. Регулирование фондового рынка в России гораздо хуже, чем в США, условия деятельности не настолько приспособлены. Фондовый рынок США прочно занимает лидирующие позиции по всем существенным для этого сегмента аспектам. Несмотря на то, что инфраструктура российского рынка ценных бумаг развивается неплохими темпами и уже включает в свой состав практически все необходимые компоненты, в целом фондовое звено отстает от общемировых показателей. В РФ недостаточна база по регулированию фондовое деятельности, и многие аспекты (например, ненаказуемость инсайдинга или возможность других нарушений) отталкивают от отечественного рынка ценных бумаг потенциальных инвесторов.

Главные сходства и отличия финансово-кредитных систем Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки я решила представить в виде таблицы (см. табл.9).

Таблица 9.Основные сходства и отличия финансово-кредитных систем США и России.

Параметр

США

Россия

Иерархичность бюджетной системы

+

+

Самостоятельность бюджетов нижних уровней

Практически полная

Достаточно полная

Налоговые доходы бюджета

Все возможные налоги, сборы, штрафы, пени

федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени

Основные бюджетообразующие налоги

Прямые налоги

Косвенные налоги

Неналоговые доходы

Подарки и вклады, доходы от выплат за различные нарушения, компенсации ущерба и т.п., перечисления из др. бюджетов

Доходы от использования и продажи гос.имущества, от оказанных платных услуг, штрафы и прочие денежные компенсации правовой ответственности, добровольные пожертвования, перечисления из бюджетов других уровней

Наиболее крупные статьи расходов бюджета за последние годы

Образование

Наука

Здравоохранение

Социальное обеспечение

Социальные расходы

Сокращение различий в соц.-эк. развитии регионов

Здравоохранение

Безопасность

Научный потенциал

Дефицит гос.бюджета

+

-

Начало бюджетного года

- федерального бюджета

- региональных и местных бюджетов

01 октября

01 января

01 января

01 января

Иерархия банковской системы

3 уровня

2 уровня

Управление и контроль банковской деятельности

Совет управляющих, ФКОР, Федеральный консультационный совет

Центральный банк России

Высшая власть в иерархии банковской системы

Совет управляющих

Председатель ЦБ, Совет директоров ЦБ

Страхование: добровольное

обязательное

+

+

+

+

Наиболее предпочитаемые страховые услуги

жизни;

имущества;

автомобильное.

медицинское;

автомобильное.

Ассортимент страховых услуг

Разнообразный

Ограниченный

Инфраструктура фондового рынка

Крайне развитая

Зарождающаяся

Контроль сегмента фондовых сделок

Высокий уровень

Противоречивый, слабо подкрепленный правовой базой

Обращение капитала на фондовом рынке

Половина всего мирового оборота

Незначительный

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.

Финансовая система развитых зарубежных стран и финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы предприятий различных форм собственности.

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: - государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства; - бюджеты членов федерации; - местные бюджеты.

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах и в России регулируется законодательными органами через принятие финансового законодательства, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов налогов, утверждение предельного размера государственного долга и др.

Таким образом, можно сказать что:

  1. Доходы государственного бюджета формируются как за счет налоговых поступлений (с физических и юридических лиц), так и неналоговых доходов (от имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности, реализации государственных запасов, административных платежей и сборов, штрафных санкций и т.д.). Однако налоговые поступления с физических лиц во всех развитых странах являются основным источником пополнения государственного бюджета. В этом отношении Россия наряду с Францией составляют исключение, так как в этих странах доля налогов с населения в доходах бюджета меньше 20%. В других странах она составляет от 60 до 80%.

  2. Системы налогообложения практически во всех странах основаны на шкалах, носящих прогрессивный характер, т.е. ставка налога увеличивается с ростом дохода. Это позволяет перераспределить средства между бедными и богатыми, снизить степень социальной напряженности и обеспечить гарантированное поступление средств из наиболее вероятных источников.

  3. Система налогообложения в зарубежных странах носит ярко выраженный социальный характер, формирующийся на системе льгот для слоев населения с низкими доходами.

  4. Так как в России разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями значительно больше, чем в ведущих индустриальных странах, то в российских условиях безусловно должна быть сохранена прогрессивная шкала взимания налогов с населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бюджетный кодекс РФ

  2. Бюджетная система / Под ред. Г.Б. Поляка – М.:ЮНИТИ, 2003

  3. Государственные и муниципальные финансы. А.М.Бабич, Л.Н.Павлова. – М.:ЮНИТИ, 2001

  4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2000г.

  5. К.В. Рудый, Учебное пособие, Финансовые, денежные, кредитные системы зарубежных стран, 2004г.

  6. Курс экономики: учебник, под ред. Б.А.Райзберга, - М., 2003 г. – 672 с.

  7. Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы/ Банковское дело в Москве, 2000г.

  8. Николаева И.П. Экономическая теория, 2006г.

  9. Основные тенденции в развитии денежно-кредитной и финансовой

ситуации в России // «Вектор».

Экономическое обозрение. 2003. № 1.

  1. Смирнова Е.Е. Финансы. Конспект лекций.

  2. Финансы: Учебник для студентов вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 607с.

  3. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка – М.:ЮНИТИ, 2001.-511с.

  4. Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002.

  5. Финансы/ Под ред. Проф. А.М. Ковалёвой. – М.: Финансы и статистика, 2000г.

  6. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.

Список файлов

Ссылка: Код для блога или сайта: Ссылка для форума: